Особенности физического развития детей дошкольного возраста с НОДА
Физическое
воспитание детей с НОДА решает образовательные,
оздоровительные воспитательные и
коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей.
Организация комплексной системы физического воспитания детей, имеющих такие нарушения,
создает условия. Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные
коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с
медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие
мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление
мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.
В связи с
низкими двигательными потенциальными возможностями детей используются доступные им виды
заданий. Содержание подвижных игр и элементов спортивных упражнений
предусматривает решение задач коррекции двигательного развития детей,
противопоказаниями к тем или иным видам движений.
Коррекционные задачи:
Достижение
соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств,
координации движений, ориентировки в пространстве и др;
Коррекция
здоровья и физического развития
путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению
функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;
Преодоление
недостатков, возникающих в фоне двигательной патологии при овладении движениями
при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность
при передвижении, скованность движений;
Сформированность
основных движений, определенных программными требованиями коррекционной работы
по физическому воспитанию детей с нарушением ОДА,оценивается согласно возрастным нормам и в соответствии со
следующими условными стандартными:
• Дети с высоким
уровнем двигательных возможностей (ВУ)
• Дети со
средним уровнем двигательных возможностей (СУ)
• Дети с низким
уровнем двигательных возможностей (НУ)
Дети с высоким
уровням двигательных возможностей в конце обучения могут освоить все основные
виды рекомендованных движений.
Ходьба:
4 года –
обычная, в разных направлениях, с остановкой, обходя предметы, высоко поднимая
ноги, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед;
5 лет – на
носках, на пятках, на внешней стороне стопы, приставными шагами назад, вправо,
влево, с разными положениями рук, с открытыми и закрытыми глазами (на месте и в движении);
6-7 лет –
Перекатом с пятки на носок, приставными шагами на носках и пятках вперед, в
стороны, гимнастическим шагом, приставным шагом с полуприседанием, в
полуприседе.
Бег:
4 года - с
изменением темпа, с остановкой, сменой направления.
5 лет - на
носках с высоким подниманием колена, широким шагом, обегая предметы, с
выполнением заданий;
6-7 лет – с
преодолением небольших препятствий, с поворотом, боковым галопом, подскоками,
поднимая вперед прямые ноги.
Равновесие:
4 года – ходьба
и бег по извилистой дорожке, ходьба по наклонной доске, по гимнастической
скамейке.
5 лет – ходьба
по гимнастической скамейке с поворотом, прямо, боком приставными шагом, с
перешагиванием набивных мячей, по наклонной доске с разными положениями рук,
бег с остановкой по сигналу, Упражнение на статическое равновесие, кружение на
месте.
6-7 лет – ходьба
по гимнастической скамейке с мешочками на голове, на носках, приставным шагом в
полуприседом, на четвереньках с мешочком на спине, ходьба по узкой рейке
гимнастической скамейки, приставляя пятку одной ногой к носку другой, по
полусферам, вращение на диске «Здоровье» по
кругу в приседе, упражнение «Ласточка».
Ползание,лазанье:
4 года –
ползание по наклонной доске вверх на четвереньках, подлезание под предметы
боком, переползание через скамейку, бревно, влезание на гимнастическую стенку и
спуск с нее;
5 лет – Ползание
по скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени, на предплечья и колени,
пролезание в обруч боком, ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками,
подлезание под скамейку, лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет,
вверх-приставным шагом с попыткой применить переменный шаг.
6-7 лет –
лазанье по гимнастической стенке переходом с пролета на пролет приставным шагом
влево и вправо, ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
Бросание, ловля,метание:
4 года –
бросание и ловля мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча,
мешочка двумя руками в горизонтальную цель, бросание мяча о пол и ловля его
двумя руками;
5 лет – метание
мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола двумя (одной) руками, бросание мяча о стену и ловля
его, прокатывание обруча (одной) руками
по прямой, между предметами;
6-7 лет
–отбивание мяча от пола одной рукой на месте и с продвижением, перебрасыванием
мяча друг другу и умение ловить его стоя, разными способами, прокатывание мяча
друг другу и умение ловить его стоя, разным способом. Прокатывание набивного
мяча между предметами и прямом направлении до цели, метание мяча, мешочка в
горизонтальную цель.
Прыжки:
4 года – прыжки
на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с ноги на ногу, перепрыгивание
через предметы, спрыгивание со скамейки, прыжки на батуте, в длину с места,
прямой галоп;
5 лет – прыжки «ноги вместе – ноги врозь»,
подскоки вверх на месте, с поворотом вокруг себя, подскоки «ноги вперед-назад»,
(попеременно, прыжки через скакалку, прыжки с места в длину, высоту;
6-7 лет – прыжки
на одной ноге на месте и с продвижением, боковой галоп, прыжки через длинную
качающуюся скакалку на двух ногах.
В конце обучения дети со
средним уровнем двигательных возможностей могут:
• Включаться в
выполнение отдельных движений;
• Выполнять
индивидуально задание с помощью взрослого;
• Выполнять
некоторые сложные задания с опорой.
Дети с низким уровнем
двигательных возможностей могут:
• Выполнять все
задание в соответствии со своим «индивидуальным маршрутом»;
• Включаться в
выполнение определенных основных видов движений с учетом показаний и
противопоказаний. Противопоказаний к подвижной игре нет.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ЗПР
Задержка
психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа
психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера) отстают
в своём развитии от
принятых психологических норм для данного возраста.
Систематическое
использование средств физической культуры позволяет
предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и
способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном
коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР
стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной
жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные
способности.
Физическое
развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и
коррекции детей с недостатками умственного развития.
Основной целью физического воспитания детей с
ЗПР является коррекция и компенсация недостатков физического развития, общей и
мелкой моторики, препятствующих успешному обучению и воспитанию. Ключевыми
направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы;
развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной
моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности;
совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового
внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в
развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление
общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация
мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму
музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной
координации.
В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР
– обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до
вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в
сознательную деятельность.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ТНР
У детей с
речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается
несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения,
отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых
сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость,
им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ
упражнений, а затем выполнить его.
Сохранение и
укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо
говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие
отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти,
мышления).
Двигательная
активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной
активизации обменных процессов в организме ребёнка.
Общие особенности физического развития детей с речевыми
нарушениями:
- Нарушение
дыхания и голосообразования;
- Нарушения
общей и мелкой моторики;
- Расторможенность
и заторможенность мышечного напряжения;
- Повышенная
утомляемость;
- Заметное
отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- Нарушение
темпо-ритмической организации движений;
- Нарушение
оптико-пространственного праксиса;
- Неустойчивость
внимания;
- Расстройство
памяти (особенно слуховой);
- Несформированность
мышления;
- Задержка
развития воображения.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по
типам нарушений
- При моторной функциональной дислалии
–сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и
пальчиковой моторики.
- При ринолаллии имеются нарушения
общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания;
физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям.
Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма
движений.
- При эфферентной моторной алалии
отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации,
переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.
- При афферентной моторной алалии
имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети
проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны,
невнимательны.
- У детей с сенсорной алалией происходят
нарушения двигательной сферы - общее двигательное беспокойство.
- У дизартриков двигательная
недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости
и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная
недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений,
тремор, наличие нередуцированных рефлексов.
- При афазии нарушается двигательная
сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.
- У заикающихся имеются свои особенности
нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе
речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения;
расхождение в моторике и речи.
Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:
- развитие общей
и мелкой моторики;
- дыхательная и
зрительная гимнастики;
- массаж и
самомассаж;
- использование
элементов су-джок и кинезиотерапии;
- утренняя
гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;
-
артикуляционная гимнастика; ритмика и т.д.
Для
поддержания интереса детей актуально использовать:- музыкально-ритмические движения
(придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие
настроение, способствующие развитию точности, координации движений;
- развивать
мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование,
позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения,
активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать
координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и
использования пальчиковых игр;
- развивать
двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с
разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения
упражнения, развить физические качества и без него.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста с сахарным диабетом
Гармоничное развитие личности
ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние
физического, психического и социального благополучия человека. Сахарный диабет относится к числу наиболее
распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени
приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения,
дезорганизует жизнь ребенка в семье и в обществе.
Это заболевание
характеризуется нарушением всех видов обмена веществ, в первую очередь
углеводного, в результате абсолютной или чаще относительной недостаточности
инсулина в организме, и проявляется повышенным содержанием сахара в крови
(гипергликемия) и моче (глюкозурия).
Физическая
культура – основа диабетологии в современном мире.
Ребенок-диабетик
может заниматься практически любым видом спортом, который придется ему по
душе, если нет никаких противопоказаний.
Ребенок, страдающий сахарным
диабетом, получает от врача наставления и совет по вопросу о том, как ему вести
себя при физических нагрузках.
Спорт не запрещен
ребенку-диабетику, напротив, результаты исследований показывают, что влияние
физической нагрузки на уровень глюкозы крови зависит от концентрации в ней
инсулина в момент самой нагрузки и количества глюкозы. Поэтому в нормальных
объемах и под контролем любые виды спорта и физических упражнений диабетикам
показаны. Физические упражнения заставляют организм "сжигать" сахар
быстрее, чем в обычной обстановке. Инструктору по физической культуре
необходимо иметь в виду, что дети, страдающие диабетом, перед занятиями
физкультурой должны обязательно поесть или съесть что-нибудь сладкое (например,
шоколадный батончик). Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы
гипогликемии во время занятий физкультурой, то ему необходимо срочно дать
что-нибудь сладкое, а затем отправить его поесть.
Физические нагрузки в
умеренных дозах и под контролем полезны диабетикам; они благотворно влияют на
течение болезни, ее стабилизацию. Дети, страдающие сахарным диабетом, могут в
равной мере выполнять все правила, как другие дети. Речь идет лишь о небольшой
дополнительной заботе о них. Вместе с тем такие воспитанники требуют
ненавязчивого, осторожного присмотра. Необходимо помочь ребенку адаптироваться
в окружающем мире, научить его самого справляться с различными ситуациями, не
бояться болезни, а управлять ею.
Комментариев нет:
Отправить комментарий