О детях с ОВЗ

 Особенности физического развития детей дошкольного возраста с НОДА

Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей. Организация комплексной системы физического воспитания детей, имеющих такие нарушения, создает условия. Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.

В связи с низкими двигательными потенциальными возможностями детей используются доступные им виды заданий. Содержание подвижных игр и элементов спортивных упражнений предусматривает решение задач коррекции двигательного развития детей, противопоказаниями к тем или иным видам движений.

Коррекционные задачи:

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Преодоление недостатков, возникающих в фоне двигательной патологии при овладении движениями при овладении движениями (страх перед новым, боязнь пространства, неуверенность при передвижении, скованность движений;

Сформированность основных движений, определенных программными требованиями коррекционной работы по физическому воспитанию детей с нарушением ОДА,оценивается согласно возрастным нормам и в соответствии со следующими условными стандартными:

• Дети с высоким уровнем двигательных возможностей (ВУ)

• Дети со средним уровнем двигательных возможностей (СУ)

• Дети с низким уровнем двигательных возможностей (НУ)

Дети с высоким уровням двигательных возможностей в конце обучения могут освоить все основные виды рекомендованных движений.

Ходьба:

4 года – обычная, в разных направлениях, с остановкой, обходя предметы, высоко поднимая ноги, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед;

5 лет – на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, приставными шагами назад, вправо, влево, с разными положениями рук, с открытыми и закрытыми глазами (на месте и в движении);

6-7 лет – Перекатом с пятки на носок, приставными шагами на носках и пятках вперед, в стороны, гимнастическим шагом, приставным шагом с полуприседанием, в полуприседе.

Бег:

4 года - с изменением темпа, с остановкой, сменой направления.

5 лет - на носках с высоким подниманием колена, широким шагом, обегая предметы, с выполнением заданий;

6-7 лет – с преодолением небольших препятствий, с поворотом, боковым галопом, подскоками, поднимая вперед прямые ноги.

Равновесие:

4 года – ходьба и бег по извилистой дорожке, ходьба по наклонной доске, по гимнастической скамейке.

5 лет – ходьба по гимнастической скамейке с поворотом, прямо, боком приставными шагом, с перешагиванием набивных мячей, по наклонной доске с разными положениями рук, бег с остановкой по сигналу, Упражнение на статическое равновесие, кружение на месте.

6-7 лет – ходьба по гимнастической скамейке с мешочками на голове, на носках, приставным шагом в полуприседом, на четвереньках с мешочком на спине, ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, приставляя пятку одной ногой к носку другой, по полусферам, вращение на диске «Здоровье» по кругу в приседе, упражнение «Ласточка».

Ползание,лазанье:

4 года – ползание по наклонной доске вверх на четвереньках, подлезание под предметы боком, переползание через скамейку, бревно, влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее;

5 лет – Ползание по скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени, на предплечья и колени, пролезание в обруч боком, ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками, подлезание под скамейку, лазанье по гимнастической стенке с пролета на пролет, вверх-приставным шагом с попыткой применить переменный шаг.

6-7 лет – лазанье по гимнастической стенке переходом с пролета на пролет приставным шагом влево и вправо, ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.

Бросание, ловля,метание:

4 года – бросание и ловля мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча, мешочка двумя руками в горизонтальную цель, бросание мяча о пол и ловля его двумя руками;

5 лет – метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола двумя (одной) руками, бросание мяча о стену и ловля его, прокатывание обруча (одной) руками по прямой, между предметами;

6-7 лет –отбивание мяча от пола одной рукой на месте и с продвижением, перебрасыванием мяча друг другу и умение ловить его стоя, разными способами, прокатывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, разным способом. Прокатывание набивного мяча между предметами и прямом направлении до цели, метание мяча, мешочка в горизонтальную цель.

Прыжки:

4 года – прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с ноги на ногу, перепрыгивание через предметы, спрыгивание со скамейки, прыжки на батуте, в длину с места, прямой галоп;

5 лет – прыжки «ноги вместе – ноги врозь», подскоки вверх на месте, с поворотом вокруг себя, подскоки «ноги вперед-назад», (попеременно, прыжки через скакалку, прыжки с места в длину, высоту;

6-7 лет – прыжки на одной ноге на месте и с продвижением, боковой галоп, прыжки через длинную качающуюся скакалку на двух ногах.

В конце обучения дети со средним уровнем двигательных возможностей могут:

• Включаться в выполнение отдельных движений;

• Выполнять индивидуально задание с помощью взрослого;

• Выполнять некоторые сложные задания с опорой.

Дети с низким уровнем двигательных возможностей могут:

• Выполнять все задание в соответствии со своим «индивидуальным маршрутом»;

• Включаться в выполнение определенных основных видов движений с учетом показаний и противопоказаний. Противопоказаний к подвижной игре нет.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Систематическое использование средств физической культуры позволяет предупредить возникновение вторичных отклонений в физическом развитии и способствует интенсивной социальной интеграции детей с ЗПР. Система физического воспитания в комплексном коррекционном воздействии дает возможность ребенку дошкольного возраста с ЗПР стать полноправным членом общества, активно участвовать в дальнейшей школьной жизни, развивать потенциальные возможности и демонстрировать свои природные способности.

Физическое развитие должно быть важной частью общей системы обучения, воспитания и коррекции детей с недостатками умственного развития.

Основной целью физического воспитания детей с ЗПР является коррекция и компенсация недостатков физического развития, общей и мелкой моторики, препятствующих успешному обучению и воспитанию. Ключевыми направлениями реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются: совершенствование основных двигательных функций и сенсорной сферы; развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; улучшение артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности; совершенствование пространственных представлений и ориентации, слухового внимания и памяти; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; формирование речевого дыхания; укрепление общего здоровья; воспитание точности, завершенности движений; нормализация мышечного тонуса с использованием для этого разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений; воспитание зрительно-моторной координации.

В основе системы физической культуры дошкольников с ЗПР – обучение отдельным движениям, элементам действий, доведение их до вариативного автоматического выполнения, объединение этих элементов в сознательную деятельность.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста с ТНР

У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость, им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка.

Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

- Нарушение дыхания и голосообразования;

- Нарушения общей и мелкой моторики;

- Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- Повышенная утомляемость;

- Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

- Нарушение темпо-ритмической организации движений;

- Нарушение оптико-пространственного праксиса;

- Неустойчивость внимания;

- Расстройство памяти (особенно слуховой);

- Несформированность мышления;

- Задержка развития воображения.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по типам нарушений

- При моторной функциональной дислалии –сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.

- При ринолаллии имеются нарушения общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания; физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений.

- При эфферентной моторной алалии отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.

- При афферентной моторной алалии имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны, невнимательны.

- У детей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы - общее двигательное беспокойство.

- У дизартриков двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.

- При афазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.

- У заикающихся имеются свои особенности нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения; расхождение в моторике и речи.

Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:

- развитие общей и мелкой моторики;

- дыхательная и зрительная гимнастики;

- массаж и самомассаж;

- использование элементов су-джок и кинезиотерапии;

- утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;

- артикуляционная гимнастика; ритмика и т.д.

 

Для поддержания интереса детей актуально использовать:- музыкально-ритмические движения (придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;

- развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

- развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.


Особенности физического развития детей дошкольного возраста с сахарным диабетом


Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека.  Сахарный диабет относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и в обществе.

Это заболевание характеризуется нарушением всех видов обмена веществ, в первую очередь углеводного, в результате абсолютной или чаще относительной недостаточности инсулина в организме, и проявляется повышенным содержанием сахара в крови (гипергликемия) и моче (глюкозурия).

Физическая культура – основа диабетологии в современном мире.

Ребенок-диабетик может заниматься практически любым видом спортом, который придется ему по душе,  если  нет никаких противопоказаний.

Ребенок, страдающий сахарным диабетом, получает от врача наставления и совет по вопросу о том, как ему вести себя при физических нагрузках.

Спорт не запрещен ребенку-диабетику, напротив, результаты исследований показывают, что влияние физической нагрузки на уровень глюкозы крови зависит от концентрации в ней инсулина в момент самой нагрузки и количества глюкозы. Поэтому в нормальных объемах и под контролем любые виды спорта и физических упражнений диабетикам показаны. Физические упражнения заставляют организм "сжигать" сахар быстрее, чем в обычной обстановке. Инструктору по физической культуре необходимо иметь в виду, что дети, страдающие диабетом, перед занятиями физкультурой должны обязательно поесть или съесть что-нибудь сладкое (например, шоколадный батончик). Если у ребенка все же начнут развиваться симптомы гипогликемии во время занятий физкультурой, то ему необходимо срочно дать что-нибудь сладкое, а затем отправить его поесть.

Физические нагрузки в умеренных дозах и под контролем полезны диабетикам; они благотворно влияют на течение болезни, ее стабилизацию. Дети, страдающие сахарным диабетом, могут в равной мере выполнять все правила, как другие дети. Речь идет лишь о небольшой дополнительной заботе о них. Вместе с тем такие воспитанники требуют ненавязчивого, осторожного присмотра. Необходимо помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его самого справляться с различными ситуациями, не бояться болезни, а управлять ею.




Комментариев нет:

Отправить комментарий